Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволяют каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
Концепция инклюзивного образования
Нормативно - правовое обеспечение
Модель инклюзивного образования МКОУ Центр "Спутник"
Одним из условий деятельности Центра является организация инклюзивного образования, которое включает в себя:
- осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам коррекционно-развивающей, профилактической направленности и адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной помощи родителям, при воспитании детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации (школа молодого родителя);
- организация информационно-просветительской и профилактической работы с педагогами общеобразовательных учреждений.
Ежегодно возрастает количество детей, получающих услуги специалистами МКОУ Центра «Спутник»
Учебные года |
Количество детей |
||
всего |
ОВЗ |
инвалидов |
|
2017-2018 |
70 |
29 |
8 |
2018-2019 |
156 |
95 |
14 |
на ноябрь 2019 |
96 |
21 |
9 |
В связи с этим целью управленческого и педагогического коллектива является создание инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающего равные возможности для обучения, развития и социализации детей.
Определены следующие задачи:
- оказать психолого-педагогическую помощь детям и обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детям и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления в условиях инклюзивного пространства через освоение программ дополнительного образования;
- создавать доступную, безбарьерную среду;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в сфере развития инклюзивного образования;
- оказывать просветительскую помощь родителям в рамках инклюзивного образования детей (0-3лет «Школа молодого родителя», 3-18 лет консультационная служба).
При реализации модели инклюзивного образования в Центре планируем получить следующие результаты:
- Повышение уровня удовлетворенности образовательными услугами среди детей и их родителей.
- Увеличение количества детей и их семей, желающих получить услуги центра.
- Совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с современным законодательством.
- Совершенствование методической работы центра.
С целью оказания психолого-педагогической помощи детям реализуются программы с учетом рекомендаций ПМПК (для детей инвалидов), включающие учебный план и индивидуальное расписание коррекционно-развивающих занятий, дополнительных занятий :
Формирование инклюзивной культуры населения
Инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.
В МКОУ Центр «Спутник» для формирования инклюзивной культуры проводятся: (родительские собрания; просветительские лектории; круглые столы; консультации, тематические акции)
Обеспечение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
«Подразделение ранней помощи для детей младенческого
и раннего возраста»
Выявление детей раннего возраста нуждающихся в ранней специальной помощи.
-Своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста.
Квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста.
-Методическая помощь педагогам муниципальных образовательных учреждений в вопросах организации проведения образовательной работы с детьми раннего возраста.
Специалистами учреждения созданы все условия для реализации программы Подразделения ранней помощи, которую посещает 31 ребенок в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет. Руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед сопровождают детей как индивидуально, так и в групповой форме с использованием специального оборудования. Педагоги дополнительного образования работают над развитием мелкой моторики, усидчивости, аккуратности и внимания, развивают физические и психологические качества, творческом использовании средств хореографии и музыки в организации здорового образа жизни.
«Школа молодого родителя»
- Различные виды консультативной помощи в решении семейных проблем.
- Привлечение специалистов для помощи молодым семьям воспитывающих детей раннего возраста.
- Представление условий для культурного проведения семейного досуга.
- Воспитание у молодой семьи здорового образа жизни
Отдел психолого-педагогической коррекции
Цель: предоставление психолого-педагогической помощи детям и обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Специалисты отдела:
-педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог.
Специалисты отдела на муниципальном уровне осуществляют следующую профессиональную деятельность во взаимодействии с участниками образовательной деятельности:
- проведение комплексного диагностического обследования детей и подростков со стойкими нарушениями поведения, поведенческими рисками, социальной и учебной дезадаптацией; разработка рекомендаций образовательным организациям по созданию оптимальных условий обучения и воспитания;
- организация работы групп общения и взаимодействия, самопознания и самоорганизации, личностного роста и других - для детей и подростков;
- организация работы детско-родительских групп по развитию способностей взаимопонимания и взаимодействия, индивидуально-ориентированных занятий по коррекции детско-родительских отношений;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в вопросах эффективного взаимодействия с детьми и подростками с выраженным и скрытым неблагополучием и поведенческими нарушениями; организация обучающих семинаров и тренингов, дискуссий и конференций для педагогов;
- подготовка и выпуск информационно-методических материалов в помощь педагогам;
- организация консультирования родителей по вопросам предупреждения и преодоления неблагополучия детей и подростков;
- оказание организационно-методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в проектировании и осуществлении работы по профилактике детского неблагополучия;
- проведение исследований детского неблагополучия в образовательных организациях, мониторинга эффективности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- разработка подходов и технологий работы по выявлению и устранению эмоционального неблагополучия детей и подростков в образовательной среде, профилактике поведенческих рисков, агрессии и жестокости, саморазрущающего и асоциального поведения;
- проведение комплексного обследования несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления; разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации;
- проведение обучения специалистов центров и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- проведение мониторинга эффективности работы образовательных организаций по предупреждению неблагополучия детей и подростков, поведенческих рисков, агрессии и жестокости в детской и подростковой среде.
Специалисты отдела на муниципальном уровне осуществляют следующую профессиональную деятельность в межведомственном взаимодействии:
- проведение мониторинга эмоционального благополучия детей и подростков в контексте социально-экономической и социокультурной ситуации в муниципалитете - совместно с учреждениями социальной сферы, общественными организациями, родительской общественностью;
- оказание экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, в состоянии острого стресса, суицидальной готовности, в ситуации конфликта, потери, испытавшим жестокое обращение, ставшим потерпевшими или жертвами преступлений; организация работы телефонов экстренной психологической помощи; осуществление индивидуально-ориентированной психологической реабилитации - совместно с учреждениями здравоохранения и социального развития;
- организация консультирования и проведение углубленного психолого-педагогического обследования детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении; оказание им индивидуально-ориентированной коррекционной помощи во взаимодействии с учреждениями социальной сферы; организация работы групп поддержки;
- проведение комплексного обследования детей и подростков с девиантным поведением (по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних, других субъектов профилактики); разработка и осуществление индивидуальной программы реабилитации - на базе центра или других организаций;
- участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета, координационных советов и межведомственных групп на уровне муниципалитета;
- участие в разработке и реализации целевых региональных программ по предупреждению детского неблагополучия;
- проведение исследований по проблеме детского неблагополучия с целью выявления тенденций и значимых факторов - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога является реализация дополнительной образовательной программы «Группа равных». Целью программы является создание условий для подготовки обучающихся к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Организация безбарьерной среды
Для реализации государственной программы «Доступная среда» было приобретено оборудование для коррекционно-развивающих занятий и услуг ранней помощи, 24 наименования: «Дом совы», развивающий коврик, логопедический чемодан, набор карт логопеда, развивающие игрушки т.д.
Оборудованы кабинеты: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, кабинет для занятий с детьми аутического спектора, игровой зал, сенсорная комната, для детей с различными нозологиями подготовлены технические средства ( кресла).
В 2018 году подготовлены документы для лицензирования медицинского блока.
В октябре 2019 года на территории Центра оборудована стоянка транспорта для людей с ОВЗ.
Созданы необходимые условия для развития положительной динамики детей и успешной адаптации их в социуме.
Для достижения эффективной реализации модели в Центре организовано межведомственное взаимодействие между образовательными организациями и социальными институтами города.