Акция "Я и мир" (9 класс)

Цель - привлечение внимания ученического и педагогического коллективов к проблемам толерантности.

Задачи:

1. Побудить учащихся и педагогов к  активным действиям, направленным на пропаганду толерантного поведения.

2. Расширить представление о понятии "толерантность".

3. Формировать толерантное сознание; воспитывать взаимопонимание.

4. Содействовать развитию чувства единения, эмпатии.

Оборудование: надпись - Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить; карточки для приветствия,

Надпись на доске: Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить.

 

Ребята, каждый год, начиная с 1996, 16 ноября весь мир отмечает международный  день толерантности. В Этом году 25 раз.

Что же такое толерантность? (милосердие, доброта, уважение, сострадание, дружба, терпение). Сегодня мы об этом поговорим.

 

Упражнение «Приветствия».

Задача упражнения:  познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

 

Необходимое время: 5-10 минут.

 

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);

потереться носами (Новая Зеландия);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения:

- какую роль играют приветствия в нашей жизни?

- попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия?

- было ли трудно здороваться каким-то способом?

- показались ли какие-то из приветствий смешными?

- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

 

 

- Я прошу встать всех девочек. Посмотрите, все красивые, веселые, выдержана одежда в школьном направлении.

- А теперь встаньте все мальчики. (какие вы сильные, мужественные, умные).

- А теперь встаньте те, у кого светлые волосы.

- Встаньте у кого голубые глаза.

- У кого карие глаза.

- У кого хорошее настроение. И т.д.

 

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это  принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать  многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

 

Упражнение:  создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.  

Необходимое время: 5-10  минут.

 

Участники  сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение  продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

 

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов.  Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.  

 

Упражнение «Роли» (15 минут)

 Участники разбиваются на подгруппы с помощью приема «капитан» (задается вопрос  о том, что считает себя лидером, первые двое получают статус «капитанов» и набирают себе команду, по очереди приглашая по одному участнику). Команды расходятся в разные   углы помещения, участники получают «шапочки» (полоски бумаги, скрепленные в круг), на которых написаны те или иные роли (видеть свою роль они не должны):

  • Игнорируйте меня
  • Спорьте со мной
  • Разжевывайте мне все, как маленькому
  • Общайтесь со мной уважительно, как с авторитетом
  • Соглашайтесь со всем, что я говорю
  • Восхищайтесь мной

 Задача команды: составить план мероприятий на ближайший праздник. При этом нужно общаться с каждым участником так, как предписывает его роль. На составление плана дается 7 минут.

 Затем все возвращаются в общий круг, по кругу пытаются догадаться, что написано на их шапочке. Обсуждаются впечатление от своей роли. 

Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (7 минут)

 Создаются пары из участников, которые, будучи в разных командах, играли одинаковые роли. В парах нежно составить список правил бесконфликтного общения (3-4 минуты). 

 Затем в общем круге обсуждается обобщенный список правил, он фиксируется ведущим с использованием позитивных формулировок.