Акция "Я и мир" (9 класс)
Цель - привлечение внимания ученического и педагогического коллективов к проблемам толерантности.
Задачи:
1. Побудить учащихся и педагогов к активным действиям, направленным на пропаганду толерантного поведения.
2. Расширить представление о понятии "толерантность".
3. Формировать толерантное сознание; воспитывать взаимопонимание.
4. Содействовать развитию чувства единения, эмпатии.
Оборудование: надпись - Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить; карточки для приветствия,
Надпись на доске: Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить.
Ребята, каждый год, начиная с 1996, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В Этом году 25 раз.
Что же такое толерантность? (милосердие, доброта, уважение, сострадание, дружба, терпение). Сегодня мы об этом поговорим.
Упражнение «Приветствия».
Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
Обсуждение упражнения:
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
- попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия?
- было ли трудно здороваться каким-то способом?
- показались ли какие-то из приветствий смешными?
- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- Я прошу встать всех девочек. Посмотрите, все красивые, веселые, выдержана одежда в школьном направлении.
- А теперь встаньте все мальчики. (какие вы сильные, мужественные, умные).
- А теперь встаньте те, у кого светлые волосы.
- Встаньте у кого голубые глаза.
- У кого карие глаза.
- У кого хорошее настроение. И т.д.
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Упражнение: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.
Упражнение «Роли» (15 минут)
Участники разбиваются на подгруппы с помощью приема «капитан» (задается вопрос о том, что считает себя лидером, первые двое получают статус «капитанов» и набирают себе команду, по очереди приглашая по одному участнику). Команды расходятся в разные углы помещения, участники получают «шапочки» (полоски бумаги, скрепленные в круг), на которых написаны те или иные роли (видеть свою роль они не должны):
- Игнорируйте меня
- Спорьте со мной
- Разжевывайте мне все, как маленькому
- Общайтесь со мной уважительно, как с авторитетом
- Соглашайтесь со всем, что я говорю
- Восхищайтесь мной
Задача команды: составить план мероприятий на ближайший праздник. При этом нужно общаться с каждым участником так, как предписывает его роль. На составление плана дается 7 минут.
Затем все возвращаются в общий круг, по кругу пытаются догадаться, что написано на их шапочке. Обсуждаются впечатление от своей роли.
Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (7 минут)
Создаются пары из участников, которые, будучи в разных командах, играли одинаковые роли. В парах нежно составить список правил бесконфликтного общения (3-4 минуты).
Затем в общем круге обсуждается обобщенный список правил, он фиксируется ведущим с использованием позитивных формулировок.